ДОКЛАД

 

 

Главы Нязепетровского муниципального района

Селиванова Валерия Георгиевича

                                                                                                         

о достигнутых  значениях  показателей  для  оценки  эффективности деятельности  органов   местного  самоуправления    городских  округов

и  муниципальных  районов за  2009 год 

и  их  планируемых значениях  на  3 –летний  период.

 

 

            Работа администрации строилась на основе Федерального Закона № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с утвержденным   регламентом и была направлена на  реализацию Программы экономического и социального развития Нязепетровского муниципального района Челябинской области на 2006-2010 годы.         

            Администрацией района в 2009 году  было подготовлено  и внесено на утверждение собрания депутатов 39  нормативно-правовых актов, имеющих  долгосрочный характер, в том числе стратегия развития района  до 2020 года.

            В течение года принято 1056 постановлений,  издано 381 распоряжение Главы района по различным направлениям жизнеобеспечения района.

   Как отметил Губернатор Челябинской области П.И.Сумин,  среди  десяти последних лет,  2009 год был самым  трудным. Глобальный финансовый  и экономический кризис тяжело прошелся по России и крепко зацепил Челябинскую область. Все это не могло не сказаться на  экономике  и нашего района.   Объемы производства упали. В районный бюджет  доходов  поступило на 51 процент меньше, чем  в предыдущем 2008 году. Расходы бюджета  района  составили  в 2009 году 390 млн. рублей, тогда как в 2008 году – 501 млн. рублей.

 Администрацией района принимались меры по сдерживанию кризисных явлений в экономике.  Работа строилась  на основе  плана антикризисных   мероприятий, направленных на поддержку  реального сектора экономики, жизнеобеспечения жителей района,  реализацию  инвестиционных проектов.

   В крайне тяжелом положении оказалось градообразующее предприятие ОАО «Нязепетровский краностроительный завод». В 2009 году произведено  всего 10  кранов на сумму 49,7 млн. руб., отгружено 14 кранов на сумму 93,6 млн. руб.  Те же показатели в предыдущие годы были в десятки раз больше, так в 2008 году отгружено кранов 193 на сумму 904,3 млн. руб., в 2005 г. – 108 кранов на сумму 345,4 млн. руб.

   Среднесписочная численность работников на предприятии на конец 2009  года составила 466  человек, сокращение относительно 2008 г. на 562 человека.

Одной из основных составляющих экономики района по-прежнему является малый и средний бизнес. Несмотря на то, что и этот сегмент экономики также остро ощутил  на себе влияние кризиса, субъектами малого и среднего предпринимательства  произведено продукции (работ, услуг) на 40 % от уровня 2008 года, численность работающих увеличилась 20 %.

Кроме того, ассортимент и качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг остается на достаточно хорошем уровне и пользуется спросом у жителей района и за его пределами.

Анализ состояния пассажирских перевозок в Нязепетровском районе показывает, что в течение последних лет объем пассажирских перевозок оставался стабильным.

Общее количество рейсов, выполненных Нязепетровским АТП в 2009 году по сравнению с 2008 г. уменьшилось за счет сокращения рейсов по городским маршрутам, но возросло на 2,6 %  количество рейсов, выполненных по междугородным и пригородным маршрутам.

Пассажирооборот в 2009 году составил 18612,2 тыс. пасс/км, что на 4559 тыс. пасс/км меньше, чем в 2008 г.

Число маршрутов  увеличилось до  15. В сентябре 2009г. было возобновлено движение рейсового автобуса до поселка Сказ. Это стало возможным после ремонта моста.

В 2008-2009 годах  в связи с монетизацией льгот немного снизилось общее количество перевезенных пассажиров по маршрутам, но не изменились доходы от перевозок в связи с  ростом  объемов  междугородных перевозок. Все рейсы до Челябинска и Екатеринбурга обслуживаются  мягкими комфортабельными автобусами.

Нестабильная работа, сокращение объемов производства на  краностроительном заводе, общий кризис очень негативно отразились на работе станции Нязепетровская.

Объем погрузки на станции в 2009 году составил 116 вагонов, что на 563 вагона меньше, чем в 2008 г., так же уменьшился объем выгрузки: в 2009 году этот показатель составил 205 вагонов, что на 719 вагонов меньше,  чем в 2008 году.

Остался один пассажирский пригородный поезд сообщением Бердяуш – Михайловский завод. Закрыты две станции Сказ и Арасланово.

Объем услуг связи (без учета сотовых операторов) за 2009 год составил 18,6 млн. рублей,  что на 8,8 % больше в сравнении с предыдущим годом.

Устойчиво работала  волоконно-оптическая связь  до Ситцево, Ункурды, Аптряково, Гривенки, Котово, Нестерово.

Установлена радиорелейная связь с пос. Кедровый, что позволило телефонизировать эти поселки и значительно улучшить качество связи. По плану  реализация национальных проектов были установлены в каждом населенном пункте района таксофоны универсальной услуги связи. Количество телефонов за последние годы пувеличилось на 1750 номеров, и на сегодняшний день составляет 3700 номеров,  из них у населения в городе 2469, в сельской местности - 647.  838 абонентов подключены к Интернет. Установлены 2 базовые станции «ЮТЕЛ», одна в г.Нязепетровске, вторая в с.Шемаха. 

В  течение 2009 года в ходе реорганизации сельскохозяйственных предприятий, в том числе и по процедурам банкротства в районе осталось три действующих  сельхозпредприятия,  производящих продукцию животноводства: СПК  «Ташкиново»; ООО «Совхоз Ункурдинский »; ООО « СП Нязепетровское»; и приравненное к сельхозпроизводителям по количеству КРС и производимой продукции КФК «Пырочкин».

Работа сельхозяйственных предприятий района была организована в соответствии с Программой развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. Но в связи с экономическим кризисом положительных результатов в 2009 году по сохранению поголовья КРС добиться не удалось. Общее поголовье крупного рогатого скота сократилось с 2717  голов в 2008 году до 2024  голов в 2009 году. Дойное стадо уменьшилось  почти на  300 голов. Сегодня в сельхозпредприятиях всего 910 коров. В тоже время,   повысилась производительность труда, удалось с меньшим поголовьем коров произвести больше молока по отношению к 2008 году. Удой на 1 фуражную корову в 2009 году составил 2831 кг, против 2462 кг в 2008 году. А СПК  «Ташкиново» перешагнуло 5000 рубеж по надою на одну фуражную корову. Увеличился и среднесуточный привес  с 364 до 382 граммов.

 В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК», в районе продолжалась работа по кредитованию личных подсобных хозяйств на приобретение сельскохозяйственной техники и скота. За 2009 год было предоставлен  81 кредит на общую сумму 14,1 млн. рублей.

            Проведены традиционные конкурсы  операторов машинного доения коров, техников по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных. Работники сельскохозяйственных предприятий района приняли  участие в  областных конкурсах.         

   В сфере потребительского рынка в 2009 году не отмечено значительных качественных изменений. В связи с ростом числа безработных, рынок потребительских услуг пополнился новыми предпринимателями, открывающими новые предприятия торговли, сферы услуг.

   На 1 января 2009 года на территории района действовало 219 торговых предприятий, из них 68 % расположено на территории Нязепетровского городского поселения, 32 % - на территории сельских поселений. Общая площадь торговых предприятий составила 15,7 тыс. кв.м, 60 % которой составила торговая - 9,5 тыс.кв.м. Количественный прирост относительно уровня прошлого года составил 4,8 %.

   За период с 2005 года  открыто дополнительно 28 предприятий торговли, площадь  торговых предприятий увеличилась на 1,6 тыс.кв. м.

   Качественная структура действующих торговых предприятий практически не изменилась (41 % - магазины со смешанным ассортиментом, 16,9 % - продовольственные, 22 % - непродовольственные, 20,1 % - мелкорозничные предприятия и розничный рынок).

   Оборот розничной торговой сети в 2009 году составил 576,9 млн. руб., что в действующих ценах составило 99,2 % к уровню 2008 году, а в сопоставимых ценах – 90,4 %  к уровню 2008 г.

   В расчете на душу населения товарооборот составил 28,4 тыс. руб. ( по области этот показатель равен 103,1 тыс. руб). В структуре розничного товарооборота в 2009 году оборот продовольственных товаров составил 51,5 %.

   Рынок услуг  в 2008 году обеспечивали 34 официально зарегистрированных предприятия бытового обслуживания. Этими предприятиями и учтенными индивидуальными предпринимателями, работающими на дому, по статистическим данным в 2009 году оказано услуг на сумму 4,3 млн. руб., что  в  действующих ценах составило 87,8 % от уровня 2008 г.

   Сеть общественного питания в районе представлена 28 предприятиями, включая столовые при учебных заведениях, в том числе 9 предприятиями  открытой сети: кафе, столовая, буфет, кулинарии, закусочные, кафетерийные отделы (1 - в сельской местности). Всего предприятия общественного питания имеют 1338 посадочных мест. В течение года закрылось 1 предприятие общественного питания – кафе «Мандарин» (бывшая железнодорожная столовая), в то же время в железнодорожном микрорайоне открылось кафе-бар «Фаворит», хотя это не явилось полноценной заменой столовой.

   Предприятиями общественного питания в 2009 году оказано услуг на сумму 11,7 млн. руб., что составило 62,9 % от уровня 2008 года.

   Администрация района активно работает в осуществлении своих полномочий по содействию развитию малого и среднего предпринимательства.

   За период с 2006 по 2009 год оказана финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства  на сумму 16,4 млн. руб., из них за счет средств местного бюджета – 9,1 млн. руб. Это  субсидии по итогам конкурсов «Лучший инвестиционный проект», «Лучший предприниматель», «Лучший  работодатель», субсидии  начинающим предпринимателям  на создание собственного дела, возмещение части расходов, связанных  с  хозяйственной  деятельностью.

   В начале 2009 года на средства областной субсидии 2008 г.  был проведен районный конкурс среди субъектов малого и среднего предпринимательства «Лучший инвестиционный проект», по результатам которого 6 субъектам малого бизнеса выделены субсидии на общую сумму 820 тыс. руб. 

   В конце 2009 года за счет средств местного и областного бюджетов (на условиях софинансирования  в соотношении 1 : 4  проведен конкурсный отбор среди начинающих предпринимателей,  по итогам которого выделены субсидии 20 субъектам малого бизнеса по 50 тыс. руб. каждому.

   Кроме этого, на возмещение части расходов на осуществление хозяйственной деятельности было выделено 4-м субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытовых услуг и транспорта,  за счет средств местного бюджета 2,9 млн. руб., за счет средств субсидии областного бюджета (в т.ч. за счет средств федерального бюджета) – 2,2 млн. руб.

Кроме финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства района оказываются информационные, консультационные услуги, действует автоматизированное рабочее место для самостоятельной работы субъектов, в распоряжении предпринимателей методическая литература, базы нормативно-правовых документов и т.д.

     Жизнеобеспечение жителей района, создание нормативных условий предприятиям ЖКХ, участвующим в этом процессе – это работа администрации, которая не входит в разрез второстепенных. Это работа, которая находится под ежедневным контролем служб администрации.

    В целях реализации Федерального закона Российской Федерации от 21.06.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и формированию благоприятных условий для образования и деятельности Товариществ собственников жилья (ТСЖ) на территории Нязепетровского муниципального района, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, создана комиссия по оказанию консультаций информированию граждан в вопросах организации ТСЖ.

    В 2009 году в Нязепетровском муниципальном районе собственники жилых помещений реализовали способы управления многоквартирными домами. На территории района создано Товарищество собственников жилья, в которое входит 31 дом, что составляет от общего количества многоквартирных жилых домов 16,58 %. Выбрана собственниками жилых помещений на общем собрании Управляющая компания, которая обслуживает 91жилых многоквартирных домов.

    Необходимость развития ТСЖ в качестве приоритетного направления создания структур для управления многоквартирными домами требует разработки единой городской политики содействия процессам и их организации и деятельности.

Ведется агитационная работа и информирование в средствах массовой информации населения о комплексе прав и обязанностей граждан в жилищной сфере, действующих законодательных и нормативных правовых актах РФ и Нязепетровского муниципального района, мерах и способах повышения уровня комфортности и безопасности проживания в многоквартирных домах при участии граждан в управлении домами и положительном опыте деятельности ТСЖ.. Позиционирование деятельности правлений товариществ, инициативных групп граждан и управляющих домами как перспективного, необходимого и востребованного и уважаемого вида профессиональной деятельности граждан.

    В 2009 году Нязепетровский муниципальный район не выполнил ряд условий, чтобы вступить в программу адресной поддержки в соответствии ФЗ – 185 от 21.07.2007 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Одно из условий федерального закона – прекращение  предоставления дотаций организациям коммунального комплекса  на возмещение убытков от  содержания объектов коммунальной инфраструктуры. Прекращение дотаций МУП «Водоканал» повлечет за собой ряд негативных последствий, которые могут привести  к отключению жизненно важных объектов. Работы по приему, складированию, хранению ТБО от населения полностью финансируются из бюджета района.

     Готовность жилищного фонда и котельных к отопительному периоду (до 15 ноября отчетного года) составляет и должна быть 100%, при выполнении ряда технических мероприятий, которые способствуют стабильной работе предприятий, обслуживающей жилищный фонд и работе котельных в отопительный период.

    Утверждение графика сокращения перекрестного субсидирования при формировании тарифов для населения на услуги водоснабжения и водоотведения от 19.10.2007 года постановлением Главы района, позволит плановые значения показателей отношение тарифов для промышленных предприятий потребителей к тарифам для населения по водоснабжению     и     водоотведению     уменьшить коэффициент     перекрестного субсидирования.

Для реализации федеральной программы «Доступное и комфортное жилье-гражданам России» принята муниципальная целевая программа «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Нязепетровском муниципальном районе на 2008-2010 годы, и программа «Капитальное строительство в Нязепетровском муниципальном районе на 2009-2011 годы». При анализе индикативных показателей реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» за 2007 и 2008 годы наблюдается значительный рост  количества молодых семей, получивших субсидию на приобретение жилья почти в 2 раза. Финансирование подпрограмм за счет средств местного бюджета увеличилось на треть

     Программами предусмотрено увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья с 4100 кв.м. в 2009 году до 10560 кв.м в 2011 году (ежегодный прирост 20%), рост жилищной обеспеченности в расчете на 1 человека с 23,4 кв.м. до 40,0 кв.м. в 2012 году. Возрастет число жилых квартир в расчете на 1000 человек с 561,7 в 2009 году до 663 квартир в 2012 году.

    В 2009 году продолжено строительство физкультурно-спортивного комплекса в г. Нязепетровске. Освоено средств с начала строительства- 2005-2007 г.г.- 38934506 руб., в   2009 году-    11523287 руб.

   Продолжены работы по строительству  пристроя к зданию средней школы № 1 в г. Нязепетровске.   Освоено   в 2008-2009 годы 11 млн. руб., объект находится в высокой степени готовности и требует обязательного завершения в 2010 году. Для завершения работ необходимо 28 млн. рублей.

   В 2009 году закончено строительство газопровода низкого давления, протяженностью 960 м. на сумму 2277 тыс. рублей областного бюджета, местного бюджета  304 тыс. рублей в г.Нязепетровске по ул. Пушкина. Газифицировано частных домовладений в г.Нязепетровске – 67.

Перспектива на 2010 год.

Ввести в эксплуатацию газопровод низкого давления в г.Нязепетровске по ул.Пушкина.

Дальнейшая газификация частных домовладений на построенных сетях газоснабжения в г.Нязепетровске по ул.Колина, Текина, Пушкина и части «Северного» микрорайона города.

При открытии областного финансирования строительство газораспределительных сетей в оставшейся части «Северного» микрорайона города, проектирование, строительство модульной газовой котельной ЦРБ и водоснабжения, строительство подводящего газопровода в г.Нязепетровске к дому № 35 ул.Ленина.

Проведение проектно-изыскательных работ для строительства сетей газопровода в «Восточном», «Юго-восточном» и ж/д микрорайонах города.

Запланировано подключить к потреблению газа 90 домов (квартир).

 

В 2009 году на территории Нязепетровского муниципального района уполномоченным органом по размещению заказов для муниципальных заказчиков было проведено 7 аукционов, 3 конкурса, 176 котировок.

  Общий объем закупок товаров (работ, услуг) в 2009 г. составил 123,1 млн. рублей, что на 31,5 млн. руб. меньше, чем в 2008 г., из общего объема за счет средств областного бюджета в 2009 г. - 33,7 млн. рублей, что в 2,8 раза меньше, чем в 2008 году. Экономия денежных средств составила 6,1 млн. рублей.

            Во исполнение Федерального закона о местном самоуправлении № 131-ФЗ завершена работа по разграничению муниципальной собственности между муниципальным районом и поселениями. Начат процесс передачи районной собственности городскому поселению – на первом этапе в его собственность переданы объекты внешнего благоустройства города (дороги, проезды, парки, колодцы, кладбище). Однако, в 2009 году дальнейшее решение данного вопроса усложнилось в связи с существенным изменением процедуры передачи имущества, которая теперь осуществляется путем подготовки и принятия соответствующего закона Челябинской области.

       В процессе формирования  фонда районных земель в 2009 году отмежёвано и поставлено на кадастровый учет 162 земельных участка. Их общее количество увеличилось за год в 4 раза. По всем земельным участкам в установленном порядке произведена государственная регистрация права собственности за муниципальным районом. В соответствии с нормативными документами принято к бюджетному учету имущество муниципальной казны. Его балансовая стоимость по состоянию на 31.12.2009г. составляла 40,1 млн. рублей.

       В 2009 году. Комитетом по управлению муниципальным имуществом  практически завершена работа с бесхозяйными электросетями. Решением суда признано право муниципальной собственности на электролинии в п.  Кедровый. Вместе с тем, пока остается нерешенным вопрос с принадлежностью питающих население города электролиний по улице Октябрьская в г. Нязепетровске.

       Доходы от аренды и продажи  муниципального имущества в 2009г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 15% и составили от  аренды имущества – 2,6 млн.руб., от аренды земельных участков – 1,4 млн.руб., от продажи муниципального имущества – 2,6 млн.руб., от продажи земельных участков – 1,1 млн.руб.

   Значительная часть арендуемого имущества, имеющего высокую социальную значимость, включена в специальный фонд имущества, предназначенный для передачи в аренду на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. В данный фонд включено 78 единиц движимого и недвижимого имущества без права приватизации.

   Вместе с тем, в 2009 году не удалось снизить уровень задолженности по арендной плате за муниципальное имущество, которая сохраняется на уровне 800 тысяч рублей. Основная доля этой задолженности приходится на Нязепетровское АТП, ООО «Горкомхоз» и Нязепетровское ПРСД, арендующих у муниципалитета автобусы и коммунальную технику. Большая стоимость переданных  этим организациям в аренду транспортных средств определяет соответственно и высокий уровень арендной платы за неё, которую арендаторы в условиях экономического кризиса не в состоянии оплатить. В то же время, расторгнуть заключенные с ними договоры аренды невозможно, так как это повлечет за собой резкое снижение уровня обслуживания населения района. 

Положение на рынке труда Нязепетровского района всегда было достаточно сложным. Но в 2009 году оно особенно обострилось. На начало 2009 г. численность без­работных составляла 1129 человек (12,9 % от экономически активного населения). Уро­вень безработицы увеличился в течение года с 12,9 % до 18,9 %. Средняя продолжительность безработицы составила 6,8 месяца. В 2009 году за содействием в поиске подходящей работы обратилось 3016 человек.

Количество высвобожденных с предприятий и обратившихся за содействием в поиске работы составило 341 человек, что в 2 раза больше, чем  в 2008 г.  За 2009 год в центр за­нятости населения организациями было заявлено 1369 вакансии,  из которых 90 % состави­ли рабочие вакансии, в прошлом году соответственно 1184 вакансий из них 92 % рабочих  вакансий. Увеличение количества заявленных вакансий на 13 % произошло  за счет общественных работ, организуемых в рамках инвестиционных программ.

   В 2009 году среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям составила – 9690,4 рубля (за 11 месяцев 2009 г.),  в 2008 г.  -9817,5 рублей, средний месячный размер пенсии – 5386,52 рубля (относительно уровня 2008 г. 135,8  %), среднемесячный размер пособия по безработице – 2524,8 рублей (относительно 2008 г. 185 %).

            Деятельность  администрации района в социальной  сфере  осуществлялась  в рамках полномочий, закрепленных  в Законе  Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом основных направлений государственной социальной политики,  обозначенных в  Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 году  и   показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 года  № 607 «Об оценке эффективности  деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

            В условиях  социально-экономической  нестабильности и массовой  безработицы   вопросы   улучшения  демографической ситуации и социальной поддержки  населения были приоритетными в деятельности администрации района.

             Естественная убыль населения осталась практически на уровне 2008 года. Количество умерших превысило количество родившихся в 1,6 раза. Наметилась тенденция к снижению общей смертности   (в 2009 году умерло 379 человек, в 2008 год – 431 человек). Начиная с 2005 по 2008 год,  имел место рост рождаемости с 216 до 278. Однако в 2009 году  на 44 ребенка родилось меньше. Из 234 зарегистрированных рождений первый ребенок родился  в 102 семьях, второй и более в 132.  Стабильно высоким остается число разводов. Из 94 зарегистрированных расторжений брака  в 40 распавшихся семьях осталось 56 несовершеннолетних детей.   В данной ситуации меры  материальной  поддержки семей, имеющих детей, повышение статуса, укрепление нравственных устоев семьи  имеют особую актуальность. На учете в управлении социальной защиты  стоит   1676 семей с детьми, нуждающихся в материальной поддержке государства. В течение 2009 года  из всех источников финансирования  данной категории семей выплачено  более 20 млн. рублей. Это ежемесячное  пособие на детей, пособие на рождение ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, пособие семьям военнослужащих по призыву. Кроме этого,  321  многодетной семье было выдано единовременное социальное пособие на подготовку детей к учебному году,  1603 ребенка получают бесплатные завтраки в школах, 490  дошкольников посещают детские сады бесплатно (половина от общего числа воспитанников дошкольных учреждений).  На сегодняшний день  почти 27 % семей от общего числа семей, проживающих на территории района,  получают субсидии на оплату  жилого помещения и коммунальных услуг.  7 молодым семьям были выданы сертификаты на улучшение жилищных условий.

            На уровне межведомственной координации решались вопросы предупреждения социального сиротства, улучшения семейного благополучия в семьях «группы риска».  В течение года  в отношении  9 родителей приняты крайние меры, ограничивающие  их  в родительских правах,  выявлено 14 детей оставшихся  без родительского попечения (2008 год -22), из них  над 9  установлена опека,  3  определены в приемные семьи, 1 усыновлен. Положительным моментом в деятельности органов опеки и попечительства  является устройство  детей-сирот в приемные семьи. В детском доме на сегодняшний день воспитывается 31 ребенок, из них только  6   детей  из нашего района.

В 2009 году в районе в полном объеме  реализованы  установленные  действующим законодательством меры  социальной поддержки  6478  ветеранам и другим  категориям граждан. Предоставление льгот, компенсаций, а также денежных выплат взамен льгот осуществляются на основании Федеральных законов, законов Челябинской области, Постановлений Губернатора Челябинской области и Главы Нязепетровского муниципального района.

            За период с 2005 по 2008 годы  выросло в 2,8 раза количество получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.  Значительный рост количества получателей субсидий произошел в 2007 году в связи с введением региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Выплата гражданам субсидий через персонифицированные социальные счета позволила стабилизировать финансовые потоки для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг.

           В течение  2009 года всеми мерами социальной поддержки было охвачено 12844 жителя района или 63,6 процента.  Из всех источников финансирования выплачено более 65 млн. рублей.

            Виды, объёмы и условия  оказания медицинской помощи населению района  определялись территориальной программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи  и муниципальным заказом. Расходы на здравоохранение составили в 2009 году  79  млн. рублей, в том числе 40,3 млн. рублей  - средства районного бюджета,  32,3 млн. рублей  – средства обязательного медицинского страхования.  Расходы на  одного пролеченного больного составили в 2009 году 8847 рублей (в 2008 году  - 8006 рублей).

            В ходе реализации национального проекта «Здоровье»  полностью обновлено   лабораторное, ультразвуковое, электрокардиографическое оборудование, приобретены новый  аппарат ФГС,  в 2009 году – маммограф для исследования молочной железы. Принимаются меры по подготовке специалистов для работы на этих аппаратах.  Внедрение  современного диагностического оборудования  в практическое здравоохранение  расширило возможности диагностики и лечения больных,  приблизило оказание  диагностической  помощи к пациенту.

            С целью  раннего выявления заболеваний проведены  медицинские осмотры работающих граждан, углубленные  медицинские осмотры  лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда, дополнительная диспансеризация, которыми было охвачено 709 человек.  При этом только  37,8  %  из них были  практически здоровы или имели риск развития заболеваний,  59 % -нуждались в дополнительном  обследовании в лабораторно-поликлинических условиях, 3 %  в условиях стационара. Для всех прошедших диспансеризацию разработаны индивидуальные программы профилактики, реабилитации и наблюдения.  В результате  увеличился охват  населения,  стоящих  на диспансерном учете  и  снизилась заболеваемость с временной утратой  трудоспособности.

            В 2009 году достигнут высокий  уровень охвата населения профилактическими прививками в установленные сроки. Выполнен план по вакцинации взрослого населения по дифтерии, вирусным гепатитам  А и В, гриппу и значительно перевыполнен по клещевому энцефалиту.   По состоянию на 1 января 2010 года иммунные прослойки среди детского населения по всем управляемым инфекциям  также  достигли  почти  100 % (по вирусному гепатиту В  - 100 %, кори и паротиту -100 %, дифтерии, столбняку, полиомиелиту, краснухе среди детей до 14 лет – 99,8 %,  туберкулезу -100 %). Полностью использована противоклещевая вакцина, выделенная для детского населения.

            Вырос охват  населения флюорографическими осмотрами с 81 процента в 2008 году до 94,9 процентов в 2009 году, при этом больше осмотрено лиц, не проходивших флюорографию два и более лет (2008 год – 60,2 %, 2009 год- 97 %).  В результате выявлено больше случаев  первичного туберкулеза (15 в 2009 году, 9  в 2008 году). Отмечается ежегодный рост  числа лиц, обследованных  на ВИЧ-инфекцию (2006 год – 939, 2007 год- 1476, 2008 год-2425, 2009 год-2851). Все нуждающиеся  ВИЧ-инфицированные были обеспечены специфической антиретровирусной терапией.  Нестабильной остается ситуация по заболеваниям, передаваемым половым путем, растет число лиц, употребляющих наркотики. Неоднократно эти вопросы рассматривались на  межведомственном совете по проблемам социальной патологии, аппаратных совещаниях при Главе района.

            В течение года принимались меры по  улучшению работы службы родовспоможения и детства. Средства, полученные по родовым сертификатам, направлялись на повышение заработной платы врачам и медицинскому  персоналу, оказывающим услуги по медицинской помощи женщинам в период беременности  и родов, диспансерному наблюдению ребенка первого года жизни, на приобретение лекарств,  медицинского оборудования  и инструментария. Вместе с тем,  не смотря  на очень хорошее оснащение   родильного отделения,  как аппаратурой,  так и медикаментами, а также   врачебными кадрами,  детская и младенческая смертность в районе остается высокой  (21,3  на 1000 родившихся -2009 г., 17,9 – 2008 г.). Превалируют социальные причины смерти – трое детей умерли на дому от неестественных причин в  присутствии находящихся в алкогольном опьянении родителей. Общая заболеваемость детей  в течение последних лет остается ниже областного уровня.

            Недостаточно активно  используются возможности  учреждений здравоохранения области в оказании высокотехнологичной медицинской помощи жителям района. В 2009 году эту помощь  получили всего 8 из 22 человек (36,4 %), стоящих на учете,  и,  нуждающихся  в высокотехнологичной медицинской  помощи.  

Ситуация  с врачебными кадрами  в районе остается по-прежнему сложной.  Обеспеченность  врачами составляет всего 59  процентов. На 10 тысяч населения приходится  всего  16 врачей  при областном показателе   33,3,    отдельные врачебные должности  по-прежнему  замещены фельдшерскими кадрами.

В 2009 году была продолжена работа по реструктуризации коечной сети. В результате чего наблюдается положительная динамика увеличения функции работы  койки. В течение 2009 года стационарная помощь оказана  4493 жителям  или 22,1 % населения района. При этом  в стационарах дневного пребывания пролечено 18 процентов больных.  Увеличилось число лиц, которым  оказана медицинская помощь на выездах,  половина   из них являются жителями сельских населённых пунктов.  Удовлетворенность населения  качеством  получаемой медицинской помощи, по результатам социологического опроса населения, проведенного Челябинским институтом Уральской академии государственной службы, составила 32,9 процента от числа  обратившихся.

Общий объем средств, освоенных  на проведении капитального и текущего ремонтов объектов здравоохранения, составил в 2009 году  2 млн. 700 тысяч рублей. Переведено в новое помещение отделение скорой помощи, проведены работы по ремонту поликлиники, кабинета  для установки маммографа, заменена электропроводка в Ункурдинской участковой больнице.  В 2010 году  необходим срочный ремонт детского отделения, завершение работ по ремонту поликлиники и ряда других объектов здравоохранения.

Приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья населения района остается занятие физкультурой и спортом. Процесс  формирования культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни осуществляется в 24  коллективах физкультуры.  В районе культивируется 18  видов спорта, опорными являются лыжные гонки и лыжное двоеборье. Для физкультурной и спортивно-массовой работы используются 47 спортивных сооружений, в том числе 9 спортивных залов, 2 трамплина, 21 спортплощадка, 4 хоккейные коробки. В 2009 году построена хоккейная коробка в селе Шемахе. Из бюджета района на развитие физкультуры и спорта израсходовано 391 тысяча рублей.

Численность занимающихся в секциях, группах по различным видам спорта, а также клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности составила более  2 тысяч человек. В течение года проведено 59  спортивных мероприятий, в них приняло участие более 5 тысяч человек. Наиболее массово и на должном уровне прошли,  ставшие традиционными,  весенний и осенний легкоатлетические кроссы, легкоатлетическая эстафета в честь   Дня Победы, районные соревнования, посвященные памяти В.А.Борисова. Удовлетворенность населения качеством предоставляемых  услуг в сфере  физкультуры и спорта составила 33,9 процента от  числа  занимающихся регулярно. Знаковым событием 2009 года стало проведение  в г. Нязепетровске Всероссийских соревнований по лыжному двоеборью среди юношей. Команда юных двоеборцев Нязепетровского района заняла 3 место. Сборные команды района приняли участие в областных спартакиадах среди сельских районов по 11 видам спорта.  Успешно выступили сборные команды школьников в областной спартакиаде «Олимпийские надежды Южного Урала», спартакиаде России среди молодежи. В 2009 году воспитаннику тренера Чебыкина Н.И. Борисову Игорю присвоено  звание мастера спорта.

В образовательной сфере района создана адаптивная  система образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, гарантирующая гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного, среднего  (полного) общего образования, общедоступного бесплатного дошкольного образования.

            В 2009 году в районе функционировало   14 муниципальных общеобразовательных учреждений, 3 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 16 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ), 4 муниципальных   учреждения  дополнительного образования детей.

   Все учреждения образования имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельства об аккредитации (кроме детского сада № 2 «Берёзка», открытого после капитального ремонта).  100 % муниципальных общеобразовательных учреждений переведены  на нормативное подушевое финансирование.

            В 2009 году утверждены стандарты  качества предоставления образовательных услуг муниципальными учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования. На  их основе разработаны и доведены до каждого образовательного  учреждения  муниципальные задания на предоставление образовательных услуг населению, представляющих собой  механизм  бюджетирования, ориентированного на результат.

         Услуги дошкольного образования  оказывают 16 МДОУ , 3 МОУ для  детей дошкольного и   младшего  школьного  возраста и 2  школы,  в  которых  воспитываются  977  детей.  В течение года  дополнительно открыто  83 места для дошкольников. После капитального ремонта введен в эксплуатацию  МДОУ  Детский  сад  № 2 «Березка». Охват  общественным  дошкольным  образованием  детей от трех до семи лет, составил 82,8%. По оценке  доступности дошкольного образования в районе 86,5 процента  опрошенного населения, имеющего  детей дошкольного возраста,  высказалось положительно. Содержание ребенка в детском саду  составило  3184 рубля  в месяц  (2008 г.- 3573 рубля,  2007 г . - 2979 рублей). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата  работников муниципальных детских дошкольных учреждений составила в   2009 году  - 5464,0 рублей (2008 г. -  4513,2 рубль).

В рамках областной целевой программы развития дошкольного образования за счет средств областного бюджета были обеспечены поставки современных образовательных программ дошкольного образования, по которым сегодня работают все  детские  сады района.

Одновременно были приняты меры для повышения качественного состава педагогических кадров дошкольных учреждений.  В детских садах района  все педагоги сегодня имеют педагогическое образование, тогда как пять лет назад этот показатель составлял всего 81 процент. Увеличилось число педагогов-дошкольников с высшим образованием.  В настоящее время  18 педагогов  дошкольных учреждений  учатся заочно в высших  учебных заведениях.

Детские сады  стали  более привлекательными. Развивающая  предметно-игровая  среда  каждого детского сада имеет свою индивидуальность и  направлена  на творческое развитие  как детей,  так и педагогов.   Качеством дошкольного образования удовлетворены сегодня  73 процента населения района, имеющие детей дошкольного возраста.

      В районе, по-прежнему,  наблюдается снижение контингента учащихся в общеобразовательных учреждениях  (на начало 2009-2010 учебного года в школах укомплектовано 134  класса-комплекта со средней  наполняемостью 14,3 человек и  с общим контингентом  1923 ученика).

            Из-за отсутствия и малочисленности контингента обучающихся в 2009 году приостановлена деятельность МОУ «НОШ № 4 г. Нязепетровска», МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Беляевская начальная школа-детский сад»,  Калиновского филиала МОУ «Ункурдинская СОШ».

Осуществляется ежедневный подвоз 180 учащихся в 7 базовых школ, что позволяет улучшить условия обучения и сделать более доступным качественное образование.

             В целом по  итогам  2008-2009  учебного  года,   98,6 %  всех  учащихся  школ  района  достигли  обязательного  минимума   содержания  образования.  На  «4» и «5» завершили  учебный  год  747  учеников, или  41,1 %. Высокий качественный  показатель  достигнут  в  МОУ СОШ № 1 – 47,9 %,  МОУ СОШ № 3  - 44,9 %   в Ситцевской   СОШ  42,4%, Аптряковской ООШ – 54,4 %.

        В течение   последних лет наблюдается положительная динамика  в достижении  учащимися обязательного минимума  содержания образования, при этом увеличивается  показатель качественный успеваемости.

Второй год в средних школах  № 1, № 27 и Ункурдинской средней школе  идёт апробация стандартов второго поколения для начальной школы.

           В   условиях построения  общероссийской  оценки  качества  основного  общего  образования  в школах района  проводится  эксперимент по  апробации независимой системы оценки качества  образования   в рамках  государственной  (итоговой)  аттестации девятиклассников.

            В  2009 году   после 7-летнего эксперимента итоговая аттестация выпускников средней школы  проходила в форме ЕГЭ в штатном режиме. Все 197 выпускников  средних  школ  района  сдавали  два обязательных экзамена по математике и русскому языку, при этом 72 выпускника сдавали только обязательные экзамены, 70 выпускников сдавали экзамены  по трем предметам, 49 выпускников по  4 предметам , 5 выпускников сдавали ЕГЭ по 5 предметам. В связи с увеличением бюджетных мест в ВУЗах на  технические специальности, в 2009 году физику сдавало на 8,7 процента выпускников больше, чем в 2008 году. Больше выпускников,  в сравнении с 2008 годом, сдавали обществознание, историю, биологию.                                 

            В 2009 году средний тестовый балл  ЕГЭ в Нязепетровском  муниципальном районе выше  по  всем  предметам, чем  по  Челябинской  области,    кроме  русского и французского языков. Рейтинг  района  по  среднему  взвешенному  баллу  имеет  положительную динамику.

            Как показывают результаты государственной (итоговой) аттестации 2009 года,   основные  компоненты  содержания  образования  освоили  все  выпускники основной и средней школы,   уровень  и  качество  их   подготовки  соответствует  требованиям  государственных  образовательных  стандартов  общего  образования.          

            Аттестаты  с  отличием  получили  8 выпускников  9 классов  или  4,85 %  всех  девятиклассников, 21 выпускник  средних  школ  района (10,7%)  в  2009 году  награжден  золотой и  серебряной медалями  «За  особые  успехи  в  учении»:  7 – золотыми  медалями  и  14 -  серебряными.  

В течение 2009 года  решались  вопросы обеспечения   государственных гарантий и  доступности образования  детей, имеющих особые образовательные потребности,  охват специальным (коррекционным) образованием составил 56,8 % от  общего количества нуждающихся детей.

      Для создания  условий  эффективного  образовательного процесса  в учреждениях  образования  функционируют  9  психолого - медико - педагогических консилиумов. В течение года специалистами  психолого-медико-педагогической комиссии при  Управлении образования обследован 161 ребенок с целью определения  программы обучения и воспитания.  Существенно изменился социальный заказ на услуги службы психологического сопровождения, всё большее число родителей обращаются  за квалифицированной помощью к специалистам.

            Вместе с тем,  не удается  пока решить проблему второгодничества. По итогам 2008-2009 учебного года 24  ученика школ района  оставлены на повторное обучение.

             Качеством общего образования  в районе удовлетворены  58,3 процента от числа опрошенного населения. По муниципальным районам  области этот процент равен  64.

   В районе  сохранена приоритетность  бесплатного дополнительного образования, равного доступа к получению детьми дополнительного образования.

            Наблюдается положительная динамика охвата детей дополнительным образованием на фоне  уменьшения численности детей школьного возраста.

Вместе с тем, происходит сокращение спектра образовательных программ дополнительного образования, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы. Недостаточно программ дополнительного образования для детей старшего возраста. Имеющаяся материально-техническая база системы дополнительного образования нуждается в серьезном обновлении. Необходимо оснащение учреждений дополнительного образования компьютерным оборудованием, подключение к сети Интернет, оснащение световым, сценическим оборудованием.      Удовлетворенность  населения  качеством  услуг дополнительного образования детей составляет  всего  36 процентов.

   Выросло число  обучающихся, принимающих участие во Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам. В 2009 году в  районном этапе   приняли участие 377 учащихся  (20% от всех учащихся школ),  45 учеников района  приняли  участие  в   областном  этапе (2008 г. -  40 человек) и заняли 8 призовых мест.     В центре внимания в течение всего года  были вопросы развития детских общественных объединений и организаций, органов ученического самоуправления.

   83 процента  образовательных учреждений имеют  сформированные воспитательные системы. 

   В течение года продолжалась работа по созданию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях,  соблюдению санитарно-гигиенических требований для образовательных учреждений, организации  питания.  За последние годы в ходе реализации национального проекта «Образование» удалось значительно улучшить состояние материально-технической базы образовательных учреждений, оснастить  их новой мебелью, технологическим оборудованием для пищеблоков, улучшить  в ряде школ световой  и температурный  режим.

            Во всех школах района организовано питание, которым охвачено около 98% всех учащихся. Однако из-за дефицита бюджетных средств в 2009 году  по  - прежнему не удалось  обеспечить  сбалансированное  горячее питание школьников.

            Обеспеченность педагогическими кадрами в районе составляет почти 100 процентов. Средняя педагогическая нагрузка на одного учителя в 2008-2009  учебном году  составила  22,7 часа  (областной показатель - 22 часа), средняя зарплата учителей  составила 10313,2 рублей (областной показатель -  10261,9 рублей).

            Приоритетным направлением деятельности администрации было повышение социально-профессионального статуса педагогических работников, создание условий для мотивации  педагогического творчества и профессионального мастерства.     Успешно прошли конкурсный отбор и стали лауреатами президентского Гранта М.М. Арасланова, учитель татарского языка и литературы  МОУ «Араслановская СОШ», К.А.Жёлтышев, учитель географии   МОУ СОШ №3. Лауреатом  гранта Губернатора стала Н.В. Зотова, учитель биологии МОУ  СОШ № 27.  Всего же  за  последние четыре года получили денежное поощрение из федерального и областного бюджетов по 100 и 50 тысяч рублей 15 педагогов,  20 учителей стали  лауреатами  премии  Главы района   за инновационную работу,  ежегодно около 40 педагогов награждаются Почётными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации и Челябинской области, Главы района и управления образования. У директоров школ появилась возможность   за успехи в образовательной деятельности премировать педагогов.

            Вместе с тем, на фоне усложнения содержания работы учителя   тревожит старение педагогических кадров, у которых заметны изношенность, нарастание сомнений в полезности своего труда.  Несмотря на то,  что в 2009 году в образовательные учреждения пришло  5 молодых специалистов, процент педагогических работников до 30 лет стал ниже. Тревожит и уход из системы образования мужчин. За последние 10 лет  их число в образовательных учреждениях района  сократилось почти втрое.

             И все же принципы и механизмы  организации  методической работы способствовали стимулированию  профессионального  роста   педагогов.

В 2009 году повысили  квалификацию в ЧИППКРО 48 педагогических и руководящих работников. Своевременно прошли курсовую подготовку 88 % педагогов школ, 89% педагогов дошкольных учреждений.  В   течение 2009  года аттестовано  69 педагогов, из них 12 – на высшую, 49 – на  первую  и  8 – на вторую категории.

В рамках приоритетного национального проекта  «Образование» проведены районные конкурсы:  «Учитель года – 2009»,  «Самый классный Классный», «Воспитатель года -2009», «Открытый урок». Конкурсы профессионального мастерства способствовали повышению  профессиональной  активности     и  творческой самореализации педагогов.

В ходе реализации муниципальной целевой  Программы «Реализация национального проекта «Образование» в Нязепетровском муниципальном районе на 2009 – 2011 годы»  за счет средств районного бюджета  приобретено технологическое оборудование для пищеблоков,  мебель, спортинвентарь,   компьютерный класс (МОУ Шемахинская СОШ), АРМы учителя (МОУ СОШ № 27, МОУ Первомайская СОШ) и иное  оборудование на общую сумму 764,6  тысяч рублей.

В школы, дошкольные учреждения и  учреждения дополнительного образования района поступило художественной и учебно-методической литературы на общую сумму 463,9 тысячи  рублей. 

 В условиях дефицита бюджетных средств,  проведен минимум ремонтных работ. Средства в сумме 1 млн. 247 тысяч рублей  были направлены  в основном на устранение аварийных ситуаций. Вместе с тем, проблема обеспечения безопасных условий деятельности образовательных учреждений остается. Требуется продолжение работ по устройству  автоматической пожарной сигнализации  в образовательных учреждениях, ремонту существующей АПС.  Необходим капитальный  ремонт зданий МОУ СОШ № 27, инженерных сетей детских садов №№1,3,5 города,  кровли в детском  саду  № 6, приведение в соответствие  с санитарными нормами  санитарных комнат в Ункурдинской СОШ и  СОШ № 2,   подготовка медицинских кабинетов  к  лицензированию.

 

             Реализация муниципальной  целевой программы «Сохранение и развитие культуры в Нязепетровском муниципальном районе на 2009-2011 годы»    способствовала созданию  условий  для самореализации и развития личности.

            В 2009 г. удалось сохранить целостность сферы культуры и ее управляемость.  Переведены в более пригодные для работы помещения библиотеки в Сказе, Межевой, Калиновке, Нестерово, Арасланово. За последние 5 лет издано 10 книг краеведческого характера и местных авторов. Открытый в средине 2007 г. телевещательный канал «Нязепетровский контур»,  органично вписался в культурную жизнь нашего города, расширив информационное пространство. В  2009 г вышло в эфир 40 передач.

            Расходы на культуру   в 2009 г. составили 22 млн. рублей, или   5 % от общего объема расходов районного бюджета.  (2008 - 4,1 %, в  2007 г. – 5%, 2006г. - 4%). На 1 жителя в 2009 г. израсходовано  1068 рублей бюджетных средств, сами жители  потратили на услуги культуры 52,1 рубля.  Удельный вес населения, принявших  участие в культурно-досуговых мероприятиях,  составил 48 процентов,  39,2 процента   населения, по данным социологического опроса,  удовлетворены качеством  предоставляемых услуг  в сфере культуры.

               Учреждения культуры заработали  817 тыс. руб. что на  32,8 % меньше,   чем в 2008 году и составили  4.6 %  к общему бюджетному финансированию. 154,4 тысячи рублей пожертвовали на нужды культуры  благотворители. Заработанные и спонсорские средства, из-за недостаточного бюджетного финансирования,  направлены  в основном на текущее содержание учреждений культуры  и лишь 258 тысяч рублей – на приобретение оборудования (в 2008  г -  на 1017 тыс. руб., в 2007 г.- на 1286 тыс. руб.).

            В детской школе искусств обучается 420 человек, из них 130 на подготовительном отделении.  Охват дополнительным образованием  художественного направления составляет – 18,9% (среднеобластной показатель  13,4%).

             В 2009 году воспитанники ДШИ успешно выступили в конкурсах, фестивалях и смотрах зонального,  регионального   и международного уровней, завоевав  25 грамот и 18 дипломов. Проведен совместный пленер с Челябинским художественным училищем.      Результатом  сотрудничества районного Дома культуры и   Челябинского художественного училища стали:   выставка  дипломных работ студентов педагогического отделения училища, персональная выставка В.Н.Шаповалова, члена Союза художников РФ, члена Союза дизайнеров РФ, преподавателя ЮУрГУ «Живопись, размышления», посвященная 60-летию автора,  выставка живописных работ О.В.Гладышевой и В. М.Ваксман,  членов Союза художников РФ, преподавателей училища  «Мир глазами женщины», персональная выставка Заслуженного художника России, члена Союза художников РФ С.В. Селиверстова, персональная выставка Заслуженного художника России,  преподавателя училища В.Н. Соловьева. На выставках побывало более тысячи зрителей.

            В клубных учреждениях района создано  65 формирований,  в которых занимается 765 человек. Охват  клубными формированиями ниже среднего показателя  по области среди районов – 4.1 % (среднеобластной – 4,5).  Сказывается отсутствие специалистов узких жанров.

Знаковым событием года стало участие вокальных  ансамблей «Дуслык» и «Ляйсан» Араслановского дома культуры в сентябре 2009 года во 2 Всероссийском  фестивале татарской культуры в городе  Тюмени. Ансамбль «Дуслык» стал обладателем  Гран При и диплома  1-ой степени,  ансамбль «Ляйсан»  награжден  дипломом 2-ой степени.

            В  областном  конкурсе «Лучший бухгалтер сферы культуры Челябинской области»

главный бухгалтер отдела культуры  Л.В. Нечаева  заняла 3 место. 

            Автоклубом районного дома культуры  в 2009  проведено 78 мероприятий, в том числе  на селе -  24, в которых приняло участие около  16 тысяч зрителей, из них почти 4 тысячи  - на селе. Автоклуб входит в четверку лучших среди 21 автоклуба области. В 2009г он стал лауреатом областного   конкурса  автоклубов  за  программу «Детский калейдоскоп».

            Из-за карантинных мероприятий уровень кинообслуживания  снизился с 69 %  в 2008 году до  55,4%  в 2009 году, но по-прежнему остается самым высоким среди муниципальных районов области и значительно выше среднеобластного показателя  (10 %). Валовый  сбор от кинопоказа  составил 217,3 тысячи рублей.  Шестью киноустановками было показано 878 сеансов, из них 314  - детских.

            Более половины  жителей района посетили  в 2009 году библиотеки (51,9 %,  при среднеобластном показателе 50,3%).   Успешно работала, открытая в 2008 году в селе Ункурде, модельная библиотека. Несмотря на рост посещений, книговыдача в течение года  сократилась более чем на тысячу экземпляров.   Этому во многом способствовало  снижение более чем в два раза поступлений книжных новинок и отсутствие  в 2009 году периодических изданий.

            Практически не произошло изменений в деятельности музейно-выставочного центра. Здесь необходим более системный подход  в обновлении  музейных фондов  и содержания работы.

            Остается низкой среднемесячная заработная плата работников культуры (в музее -4731,5 руб., клубных учреждениях - 4758,4 руб., в библиотеках – 5673,8 руб., в Детской школе искусств - 7652,3 руб.).  Отсутствуют средства  на  предоставление мер стимулирующего характера.

.      На ремонт учреждений культуры  в  2009  г. израсходовано 433 тыс. руб. (2008 г. -  1727,2 тыс. руб.).  Отсутствие достаточных  средств  на  капитальный  ремонт    и противопожарные мероприятия учреждений культуры послужило основной причиной приостановления в конце года деятельности 11 клубных учреждений и 7 библиотек из-за  нарушения требований пожарной безопасности. Требуются   замена одежды и механизмов  сцены,  ремонт зрительного зала районного дома культуры, до сих пор не завершен ремонт концертного зала детской школы искусств.

   В области молодежной политики  усилия администрации района были сосредоточены на вопросах  военно-патриотического воспитания молодежи, пропаганды здорового образа жизни, развития туризма, формирования правовых, культурных и нравственных ценностей молодежи, поддержки молодежных инициатив.              Дальнейшее развитие получили КВНовское движение,  традиционными стали военно-спортивные праздники, фестивали солдатской песни, встречи поколений, районные  туристические слеты.    Заметно активизировалась  работа молодежной палаты при собрании депутатов района  в организации  молодежного досуга. Для молодежных активистов проведен семинар-тренинг по вопросу  участия  молодежи в формировании и реализации социальных проектов. В полном объеме реализованы  планы мероприятий, посвященные Году молодежи.

            На основе межведомственной координации решались вопросы оздоровления и занятости  учащихся  в каникулярное время, а также вопросы  профилактики правонарушений  среди несовершеннолетних.  Летом  2009  года  в 4  лагерях  дневного пребывания и в загородных лагерях   отдохнуло 468 детей.    В многодневных  туристических походах и научных экспедициях  побывало 582 школьника.  Около 200 учащихся школ  приняли участие в районном слете юных туристов. 96  старшеклассников были трудоустроены. Впервые в районе была организована работа  летней  компьютерной школы.  Всего разными формами отдыха и занятости  было охвачено 92%  детей и подростков. Несмотря  на принятые меры,  произошел  незначительный рост подростковой преступности  с 11 в 2008 году до 13 в 2009  году.  При этом,  наполовину снизилось количество групповых преступлений с участием несовершеннолетних, уменьшилось и количество   несовершеннолетних, совершивших преступления. В то же время нуждается в значительном совершенствовании индивидуальная профилактическая работа с подростками, злоупотребляющими психоактивными  веществами, алкогольными напитками. Остается острой  проблема детей, оказавшихся вне образования. Наличие несовершеннолетних, которые нигде не учатся и не работают,  создают  питательную среду для детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений. 

            В целом, криминогенная ситуация в районе в 2009 году в  сравнении  с  2008  годом     характеризуется     снижением     числа     зарегистрированных преступлений на 4,1% и составляет 278 преступлений  против 290 преступлений в 2008 году. На фоне снижения роста преступности также произошло снижение количества тяжких и особо тяжких преступлений.

     На прежнем уровне с 2008 годом осталось количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, групповая преступность.

Вместе с тем, произошел рост преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, а также лицами без постоянного источника дохода

                        В 2009 году зарегистрировано 7 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, тогда как в 2008 году  было зарегистрировано 5 аналогичных преступлений и рост соответственно составил 40%.

            Наряду со снижением уровня преступности в районе, возросла общая раскрываемость преступлений по сравнению с уровнем 2008 года и составляет 77,6%. (2008 г. - 69,6%).

 

            Природоохранная деятельность

В соответствии с мероприятиями по реализации концепции обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Челябинской области в 2007 году проведён учёт 25 объектов, в том числе 11 санкционированных мест размещения ТКО, в 2008 году дополнительно санкционированы 7 свалок ТКО. 10 санкционированных свалок из 18 переданы из муниципальной казны Нязепетровского муниципального района в казну (собственность) сельских поселений.

2 свалки Гривенского сельского поселения в д. Бозово и д. Абдрахманова временные накопители мусора с дальнейшей перевозкой на санкционированную свалку д. Ситцева. Свалка в д. Юсупово подлежит ликвидации, так как Аптряковская свалка расположена в 2,5 км.

В Ункурдинском сельском поселении на 4-х свалках в п. Беляево, Котово, в с. Калиновка и д. Нестерово проведено землеотвод и межевание, в 2010 году санкционирование.

Бесхозных объектов захоронения промышленных отходов в границах района нет, промышленные отходы временно хранятся на территории предприятий, затем вывозятся в спец. предприятия, имеющие лицензию по договору на переработку и утилизацию.

В 2008 году разработчиком ООО «Эко-проект» разработаны материалы «Экологического обоснования размещения полигона твёрдо-бытовых отходов в г. Нязепетровске», выполнен проект границ земельного участка в целях расширения строительства полигона для складирования ТКО на площади 20672 кв.м., дополнительно проведён землеотвод на площади 1,5 га, проводится межевание на сумму 20000 рублей и до 01.05.2010 года перевод земельных участков в категорию земель промышленности, транспорта и связи площадью 1,5 га и 2,0672 га. До 20 мая 2010 года планируется объединение земельных участков в единый земельный участок под строительство полигона и государственная регистрация.

Планируется с 15.06.2010 года до 20.12.2010 года проектирование полигона для захоронения ТКО (твёрдых коммунальных отходов) на сумму 10 млн. рублей и строительство с 01.02.2011 года (в течение 2-х лет) на сумму 50 млн. рублей.

В настоящее время разрабатывается муниципальная целевая Программа природоохранных мероприятий на 2011-2015 годы, в которую будут включены мероприятия по уборке несанкционированных свалок, по расширению и строительству полигона для складирования ТБО, вопрос о финансировании будет рассмотрен при принятии бюджета на 2011 год, возможно с помощью областного бюджета.

В 2008 году разработан проект «Схема территориального планирования Нязепетровского муниципального района», утверждена 27 апреля 2009 г. Решением Собрания депутатов №691.

В состав схемы территориального планирования входит отдельный раздел «Охрана окружающей среды», в том числе по организации складирования твёрдых бытовых отходов, т.е. характеристика накопителей (свалок) для складирования (захоронения) твёрдых бытовых отходов с указанием местоположения, площади, размеры санитарно защитных зон (1000 м), количестве отходов тонн/год, а также отмечены объекты, попадающие в зону влияния (свалок) накопителей отходов, ручей, реки, часть деревни.

Поэтому Стратегией развития Нязепетровского муниципального района предусматривается закрытие существующих стихийных, не обустроенных объектов захоронения бытовых отходов с последующей рекультивацией земель.

К схеме территориального планирования прилагаются картографические материаль (землеустроительные карты) с нанесением существующего зонирования (жилой и производственной зон, расположения кладбищ, скотомогильников, свалок мусора, скважин инженерной инфраструктуры).

Постановлением Главы Нязепетровского муниципального района от 7 октября 2008 года №693 утверждено Положение о выполнении работ по приёму, складированию, хранению твёрдых бытовых отходов от населения на территории Нязепетровского муниципального района и порядке их финансирования.

25 ноября 2009 года администрацией Нязепетровского муниципального района заключен с ООО предприятием «Проект Плюс» муниципальный контракт №104/09П на разработку проекта «Генеральная схема очистки Нязепетровского муниципального района» на сумму 100 тысяч рублей, I этап выполнен.

25 января 2010 года заключен муниципальный контракт №0016/10П на разработку проектной документации Генеральной схемы очистки (II этап) на сумму 100 тысяч рублей, окончание работы в мае месяце 2010 года. Утверждение проекта 2-е полугодие 2010 года.

Генеральной схемой очистки предусматривается сбор и удаление твёрдых бытовых отходов по централизованной планово-регулярной схеме в соответствии с техпланированием. В населённых пунктах с малочисленным населением вывоз твёрдых бытовых отходов будет производиться на площадки временного складирования определяемой схемой, затем захоронение на центральной городской свалке (полигоне).

Администрацией района проводится работа по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды в сфере обращения с отходами, а также по организации утилизации, захоронения и переработки отходов. Оказывается помощь коммунальным службам по направлению к ним организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей для заключения договоров на вывоз, утилизацию отходов на свалках, направляются юридические и физические лица для заключения договоров в специализированные предприятия области для сдачи на переработку опасных отходов. По обращению с коммунальными отходами ежегодно проводятся совещания с руководителями предприятий, организаций, с администрациями городского и сельского поселений.

С марта 2010 года ООО «Горкомхоз» оформляется лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами сбор, транспортировка и размещение, срок определён до 01.06.2010 года.

Ежегодно устраняются выявленные несанкционированные сбросы мусора, проводятся субботники, население оповещается через средства массовой информации.

В 2009 году на' уборку территорий и содержание свалок затрачено поселениями и предприятиями более 800,0 тыс. рублей. В г. Нязепетровске придомовые территории оборудованы контейнерными площадками, изыскиваются средства на дополнительную установку контейнеров.

Сельские свалки используются для складирования ТКО только местными жителями, предприятия и индивидуальные предприниматели из сельских населённых пунктов вывозят мусор на городскую свалку, которая может принять ежегодно до 33 тыс. тонн в год отходов, фактически вывозится на свалку до 20 тыс. тонн в год.

Положение со сбором ТКО улучшается, свалки приводятся в порядок, но не хватает средств.

 

            Выполнен в полном объеме план основных мероприятий Нязепетровского муниципального района  в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.  Проведены мероприятия по безопасному пропуску паводковых вод, по предупреждению лесных пожаров, по обеспечению безопасности на водных объектах, по  обследованию социально-значимых объектов.  Разработан Паспорт безопасности муниципального района. На курсах гражданской обороны обучено 15 вновь назначенных  руководителей.

            Работа с кадрами в администрации  района строилась  на основе Федерального Закона  № 25-ФЗ  «О муниципальной службе в Российской Федерации». Штатная численность муниципальных служащих приведена в  соответствие с доведенным лимитом  бюджетных средств  на содержание аппарата управления. На 1 января 2010 года все 33 должности муниципальной службы замещены. 88 процентов работников имеют высшее образование, 18 процентов в течение года прошли курсы повышения квалификации. Более 57 процентов муниципальных служащих имеют стаж муниципальной службы более 15 лет,  из них  по возрасту старше  40 лет  - 69 процентов.  Разработано  Положение о кадровом  резерве на замещение должностей муниципальной службы.

 

            В течение  2009 года в администрацию Нязепетровского муниципального района поступило 587 обращений.    В сравнении с 2008 годом их стало на 95 меньше, но в тоже время увеличилось количество письменных  обращений, 10,2 % от общего числа составили коллективные обращения. Более 80 %  обращений  связаны с предоставлением жилья и улучшения жилищных условий, деятельности  коммунальных служб,  в 19  % обращений  содержатся просьбы об оказании материальной помощи. 299  обращений  удовлетворены, с  выездом на место рассмотрено 151 обращение.

            Главами администраций  на личном приеме принято 327 человек, в том числе  района - 170, городского поселения – 28, сельских поселений -163 человек.  Случаев нарушения законных прав граждан на обращения в государственный органы, органы местного самоуправления или должностному лицу не выявлено.

            Вопросы работы  с письменными и устными обращениями граждан  в администрации района её структурных подразделениях, городском и сельских поселениях находились на постоянном контроле Главы района,  анализировались на аппаратных  совещаниях, публиковались в средствах массовой информации.

            В течение года   администрацией района в полном объеме обеспечивалась информационная открытость для населения.  Из общего числа опрошенных в ходе социологического опроса жителей района,  68,5 процента активно интересуются  информацией о деятельности органов местного самоуправления, но при этом только   25,5 процента  удовлетворены их деятельностью.

 

  Основным направлением работы Комитета по управлению муниципальным имуществом является учет находящегося в собственности муниципального района имущества. Балансовая стоимость муниципального имущества района по состоянию на 31.12.2009г. составляет 794,3 млн.рублей, износ – 453,9 млн.руб., остаточная стоимость – 340,4 млн.руб. Численность работающих в муниципальных предприятиях и учреждениях более 2 тыс.человек.

В Реестре муниципального имущества района учтены 3 унитарных муниципальных предприятия, 55 муниципальных учреждений, 1 муниципальная доля в хозяйственных обществах, 218 земельных участков, 740 объектов недвижимого имущества (в т.ч. 327 зданий и сооружений, 267 квартир и 55 нежилых помещений), около 5 тысяч объектов основных средств относящихся к движимому имуществу.

В структуре муниципальной собственности происходят существенные изменения.

В первую очередь это касается унитарных муниципальных предприятий. Завершено конкурсное производство в отношении УМП «Коммунальщик». По его результатам данное предприятие в июле 2009 года ликвидировано решением арбиражного суда. Продолжается конкурсное производство в отношении УМП «Жилкомстройхоз», которое также будет ликвидировано по окончании процедур банкротства. В связи с реализацией положений Жилищного кодекса РФ в части реформирования системы управления многоквартирными домами посредством передачи их в управление управляющих компаний и ТСЖ подлежат существенному пересмотру функции МУП «Служба единого заказчика». Имеются значительные сложности в работе единственного муниципального предприятия, имеющего перспективу дальнейшей деятельности - МУП «Водоканал».

Значительно активизировалась работа Комитета по формированию фонда районных земель. За прошедший год отмежёвано, поставлено на кадастровый учет 162 земельных участка. Их общее количество увеличилось за год в 4 раза. По всем земельным участкам в установленном порядке произведена государственная регистрация права собственности за муниципальным районом.

В соответствии с номативными документами принято к бюджетному учету имущество муниципальной казны. Его балансовая стоимость по состоянию на 31.12.2009г. составляет на 40,1 млн.рублей.

В 2009г. Комитетом практически завершена работа с бесхозяйными электросетями. Решением суда признано право муниципальной собственности на электролинии в п.Кедровый. Вместе с тем, пока остается нерешенным вопрос с принадлежностью питающих население города электролиний по ул.Октябрьская в г.Нязепетровске.

Во исполнение Федерального закона о местном самоуправлении № 131-ФЗ завершена работа по разграничению муниципальной собственности между муниципальным районом и поселениями. Начат процесс передачи районной собственности городскому поселению – на первом этапе в его собственность переданы объекты внешнего благоустройства города (дороги, проезды, парки, колодцы, кладбище). Однако, в 2009 году дальнейшее решение данного вопроса усложнилось в связи с существенным изменением процедуры передачи имущества, которая теперь осуществляется путем подготовки и принятия соответствующего закона Челябинской области.

На Комитет возложены функции по администрированию имущественных доходов бюджета. К ним относятся доходы бюджета, получаемые от аренды и продажи недвижимого и движимого муниципального имущества и земельных участков. Кроме того, Комитет является администратором целого ряда субсидий и трансфертов из областного бюджета, в том числе на приобретение коммунальной техники, на ремонт коммунальных сетей, на содержание автодорог и установку дорожных знаков и целого ряда других.

В 2009 году поступление администрируемых Комитетом доходов бюджета муниципального района составило 11,6 млн.руб., в том числе от аренды имущества – 2,6 млн.руб., от аренды земельных участков – 1,4 млн.руб., от продажи муниципального имущества – 2,6 млн.руб., от продажи земельных участков – 1,1 млн.руб., за счет межбюджетных трансфертов – 3,9 млн.руб. Исполнение Комитетом общей суммы поступления доходов бюджета муниципального района от использования муниципального имущества составило 112% к запланированным в бюджете показателям.

Комитетом осуществляется текущий контроль за реализацией около 70 договоров аренды (без учета примерно такого же числа договоров краткосрочной аренды имущества). Доходы от аренды муниципального имущества в 2009г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 15%. С учетом наличия выпадающих доходов по аренде в связи с приватизацией объектов, это еще раз подтверждает постоянство и стабильность этого источника собственных доходов районного бюджета. Учитывая это, значительная часть арендуемого имущества, имеющего высокую социальную значимость, включена в специальный фонд имущества, предназначенный для передачи в аренду на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. В данный фонд включено 78 единиц движимого и недвижимого имущества. Приватизация включенного в данный фонд имущества не допускается.

В прошедшем году Комитету не удалось снизить уровень задолженности по арендной плате за муниципальное имущество, которая сохраняется на уровне 800 тысяч рублей. Основная доля этой задолженности приходится на Нязепетровское АТП, ООО «Горкомхоз» и Нязепетровское ПРСД, арендующих у муниципалитета автобусы и коммунальную технику. Большая стоимость переданных  этим организациям в аренду транспортных средств определяет соответственно и высокий уровень арендной платы за неё, которую арендаторы в условиях экономического кризиса не в состоянии оплатить. В то же время, расторгнуть заключенные с ними договоры аренды невозможно, так как это повлечет за собой резкое снижение уровня обслуживания населения района. 

В 2009 году Комитетом приватизированы 3 объекта муниципальной недвижимости – нежилые помещения парикмахерской «Стиль» и магазина «Лакомка» в городе и здание магазина в п. Котово. Все объекты проданы в рамках реализации Федерального закона № 159-ФЗ с использованием преимущественного права арендаторов на выкуп арендуемых ими помещений по рыночной стоимости. Поступления доходов от приватизации имущества увеличились к уровню 2008г. на 11%.

Вместе с тем, намеченная программа приватизации выполнена Комитетом не полностью. Это связано со сложностями в оформлении правоустанавливающих документов.

Вследствие финансового кризиса и связанного с этим недостатка бюджетных средств объём финансирования капитальных вложений через Комитет сократился по сравнению с 2008 годом почти в 10 раз. Практически сведено к минимуму финансирование нового строительства. За счет бюджетных средств приобретены в муниципальную собственность здания железнодорожной больницы и 3 единицы коммунальной техники. Проводился неотложный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры.